Введение
Структура педагогического эксперимента
Математическая обработка педагогического эксперимента
Характеристики положения вариационного ряда
Характеристики рассеивания
Корреляционное отношение
Коэффициент вариации
Доверительный интервал
Ранговые корреляции и взаимосвязи в педагогических экспериментах
Коэффициент корреляции Пирсона
Корреляционные матрицы и графы
Коэффициент конкордации
Статистические гипотезы
Критерий Стьюдента
Критерий Крамера-Уэлча
Критерий Фишера
Критерий Пирсона
Проверка нормальности распределения
Критерий Манна-Уитни
Критерий Колмогорова-Смирнова
Критерий Вилкоксона
Критерий знаков
Критерий Макнамары
Критерий Крускала-Уоллиса
Критерий Фридмана
Критерий Пейджа
Значимость коэффициента корреляции
Существенность коэффициента конкордации
Новости науки
Отзыв на книгу (проф. Смирнов Е.И.)
Отзывы

Доверительный интервал

До сих пор мы находили различные числовые характеристики выборки, которые определяются одним числом

До сих пор мы находили различные числовые характеристики выборки, которые определяются одним числом. Такие оценки называются точечными. При выборке малого объема точечная оценка может значительно отличаться от оцениваемого параметра, т.е. приводить к грубым ошибкам. Поэтому для небольших выборок следует пользоваться интервальными оценками. Интервальной называют оценку, которая определяется двумя числами – концами интервала. Интервальная оценка позволяет установить точность и надежность оценок, а сами интервалы в этом случае называются доверительными.

         Доверительным интервалом называется интервал, построенный с помощью случайной выборки из распределения с неизвестным параметром, такой, что он содержит данный параметр с заданной вероятностью α.

         В педагогике наиболее распространенным является оценка математического ожидания a случайной величины X, распределенной по нормальному закону, при известном среднем квадратическом отклонении σ.  В этом случае для оценки математического ожидания a служит интервал:

где  – точность оценки, n – объём выборки,   – выборочное среднее, t – аргумент функции Лапласа, при котором .

         Рассмотрим пример. Пусть среднее квадратическое отклонение σ нормально распределенного признака X генеральной совокупности равно 5, объём выборки n равен 100 и выборочное среднее . Найдем доверительный интервал математического ожидания a при α=0,9.

         Все величины, кроме t, известны. Найдем t по специальной таблице, исходя из соотношения  Получим, что t=1,65, следовательно:

 

или 19,175≤a≤20,825.

         Таким образом, можно сделать вывод о том, что математическое ожидание генеральной совокупности с вероятностью α=0,9 окажется внутри полученного интервала.

         Во многих педагогических задачах требуется установить и оценить зависимость одной случайной величины от другой. Две случайные величины могут быть связаны функциональной зависимостью, что случается крайне редко, либо зависимостью другого рода, называемой статистической, либо быть независимыми.

         Статистической называется зависимость, при которой изменение одной из величин влечет изменение распределения другой. В частности, статистическая зависимость проявляется в том, что при изменении одной из величин изменяется выборочная средняя другой. В этом случае статистическую зависимость называют корреляционной.

 


Читайте также:


orthomol orthomol orthomol|www.diplomik.comПарадоксы симметриии асимметрии.
Примеры случайностей , а также закономерностей.
Случайные величины и их примеры.